Фотомонтажный цикл Юрия Рожкова к поэме Владимира Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду...»

Гид по выставке.
2 этаж. Арт-пространство
Фотомонтажный цикл к поэме Владимира Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду...» Юрий Рожков создал в 1924 году под впечатлением авангардной энергетики поэмы и открытия самого мощного в мире железорудного бассейна — Курской магнитной аномалии (КМА).

В 20-е годы Юрий Рожков поддерживал идеологию «производственного искусства», главной задачей которого было слияние искусства и ремесла с технологическим производством, приветствовал создание функциональных произведений искусства (теории и практики ЛЕФа, ВХУТЕМАСа и Баухауса). В работах Рожкова объединены взрывная коллажная методика немецких дадаистов и графические принципы советского конструктивизма.
Художник сформировал визуально-типографический образ поэмы, переработав газетно-журнальную и репортажную периодику своего времени. Рожков подробно артикулировал смысловую ритмику каждой строчки поэмы, создавал яркие композиции с цельным графическим решением, экспериментировал с хаотичными дада-вариациями.

Возникло уникальное художественное произведение, основанное на синтезе слова и образа, выполненное в авангардном футуристическом стиле, в формате «книга художника».


Уникальный фотомонтажный цикл из 17 листов (и одним эскизным вариантом), размещенный в аутентичной папке с монтажным авторским титулом, был передан художником В.В. Маяковскому для возможной публикации отдельным изданием.

Впервые оригиналы цикла как проект печатного издания были представлены Маяковским в 1930 году на итоговой выставке поэта «20 лет работы».
После смерти поэта, в составе этой итоговой выставки, оригиналы монтажей Юрия Рожкова перешли в собрание Государственного литературного музея (ГЛМ) и стали экспонироваться по всему миру как уникальный раритет авангардной эпохи.
Юрий Николаевич Рожков

1898 — Родился 20 января в Орехово-Зуево.

Отец — Николай Борисович Рожков (1866–1927), дворянин, ведущий инженер-технолог текстильной промышленности России конца XIX — начала XX века (Прохоровская Трехгорная мануфактура в Москве, мануфактуры Саввы Морозова в Орехово-Зуеве и семьи Красильщиковых в городе Родники, Иваново-Вознесенский текстильный трест).

Мать — Наталья Алексеевна Рожкова (1866–1942), дочь почетного гражданина Санкт-Петербурга купца А. Никитина. Занималась домашним хозяйством, воспитанием детей — двух сыновей и четырех дочек. Преподавала грамоту в воскресных школах для рабочих.

Семья проживала в Москве,в Большом Власьевском переулке (р-н Арбата).

До 1910 — Воспитывается и получает домашнее образование. Увлекается чтением, немецкими и английскими книгами и энциклопедиями по естественным наукам. Обучается игре на мандолине.

1913 — Работает подмастерьем в лавке у немца. Изучает немецкий язык.

1910–1917 — Обучается в частной мужской гимназии А.Е. Флерова в Москве.

1916 — Принимает участие в собраниях большевистских кружков учащейся и рабочей молодежи в Москве и на фабриках Иваново-Вознесенского района.

1917 — Вступает в РКП(б), проходит курсы санитаров и стрелков. Во время революционных событий в Москве становится санитаром, связистом, проходит военную подготовку в Красностуденческом батальоне. Участвует в красногвардейской охране IV чрезвычайного Съезда Советов в марте 1918 года (о Брестском мире).

1918 — Вступает добровольцем в ряды Красной Армии. Воюет на Южном фронте, под Новочеркасском попадает в плен. Во время дознания его избивают металлическими шомполами и приговаривают к расстрелу.
Благодаря гимназическому другу, который вызвался «осуществить» расстрел, — остается жив. Возвращается в Москву. С диагнозом «туберкулез легких» признан не годным к военной службе.

1919 — Командирован в литературно-инструкторский поезд ВЦИК им. В.И. Ленина пропагандистом пролетарского революционного движения. В составе поезда участвует в работе радиостанции, библиотеки, вагона «Советский кинематограф» и типографии. Распространяет листовки и информационные выпуски Российского телеграфного агентства — Окна РОСТА.

1920−1928 — Работает в ЦКРКП(б) заведующим отделом информации. Ежедневно просматривает и анализирует российскую и зарубежную прессу по политическим и экономическим аспектам. Хорошее базовое образование позволяет работать без помощи переводчиков. Работает в оргкомиссиях партсъездов c IX по XV.

1921 — По работе агентства «Окна сатиры РОСТА» знакомится с Владимиром Маяковским, творчество которого было давно любимо и отзывалось в сердце ритмом революционной эпохи. Сотрудничество по работе впоследствии продолжилось на творческом уровне.

1922–1924 — Учится в МГУ на физико-математическом факультете.

Активно участвует в студенческих диспутах. Все больше увлекается поэзией Маяковского и не пропускает публичные выступления В.В. Маяковского. Занимается фотографией. Поддерживает ЛЕФ. Делает фотомонтажи к поэме Маяковского «Флейта-позвоночник» (утеряны).

1924 — Создает фотомонтажи к поэме «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (18 листов, 24×36 см, собрание ГЛМ).

1925 г. — Женится на Зинаиде Петровне Матиссен, актрисе Шаляпинской студии, театра Пролеткульта, студии «Проекционный театр», московского Театра рабочей молодежи (ТРАМ).

1926 — Рождение сына Кирилла (Москва).

1927 — Создает монтажи к стихотворению Маяковского «Еврей» (сохранились авторские фотокопии монтажей, 5 листов, ГЛМ).

1929–1931 — учится в Московском геологоразведочном институте им. С. Орджоникидзе как студент-парттысячник . Досрочно и успешно заканчивает обучение и получает специальность геолог-разведчик. По распределению института направлен на работу в Казахстан.

1930 — В январе фотомонтажи Рожкова к поэме «Рабочим Курска...» представлены В.В. Маяковским на выставке-отчете «20 лет работы» как оригиналы для возможного отдельного тиражного издания поэмы. В апреле узнает о трагической гибели поэта.

1933 — Рождение дочери Инги (Казахстан).

1931–1936 — Работает инженером-разведчиком, а потом и начальником Геологоразведочного отдела треста «Каззолото». С 1936 года — начальником геолого-экономической партии треста «Золоторазведка». В свободное от полевых работ время занимается научно-исследовательской работой. В этот период открывает тридцать три промышленно ценных месторождения рудного золота на совершенно новых площадях Северо-Восточного Казахстана, в том числе Бес-Тюбе, Джеламбет.

1937 — Отстранен от работы и как брат «врага народа» исключен из партии (впоследствии восстановлен). Репрессирован и расстрелян младший брат, геолог Борис Рожков (открыл медноколчеданное месторождение Кизил-Дере, руководил геологоразведкой Норильского никеля). Сослана сестра, научный сотрудник Лидия Рожкова. (Брат был реабилитирован посмертно в 1957 г., сестра — в 1960 г.)

1938–1939 — Ухудшение самочувствия, прогрессирование заболевания. Работает дома. Занимается научно-исследовательской работой для института «Нигризолото».

1940 — Умер 2 февраля в санатории Кратово (МО).

Биография

«20 лет работы Маяковского»
1930, 01–22 февраля — Москва, Клуб Федерации писателей; СССР
Итоговая выставка В.В. Маяковского.
Все экспонаты выставки переданы поэтом в Публичную библиотеку СССР им. В.И. Ленина.

«Искусство революции»
1971 — Лондон; Великобритания
Экспонировалось 25-метровое панно из крупномасштабных фотомонтажей Юрия Рожкова, выполненное немецким художником и режиссером Лютцем Беккером (Lutz Becker).

«Жизнь и творчество Маяковского»
1971 — Прага, Братислава; Чехословакия
1973 — Сараево, Белград, Загреб; Югославия
1977–1978 — Лодзь, Катовицы, Варшава; Польша

Реконструкция выставки «20 лет работы Маяковского»
1973 — Москва, Государственный литературный музей (ГЛМ); СССР
1974 — Генуя, Ливорно; Италия
1975 — Париж; Франция
1976 — Лиссабон; Португалия
1978 — Западный Берлин; ФРГ
1979 — Дюссельдорф; ФРГ
1982 — Оксфорд; Великобритания
1983 — Афины; Греция
1987 — Сидней; Австралия
1988 — Гавана; Куба

Копии фотомонтажей в составе постоянных музейных экспозиций
1973–1987, 1987–2013 — Москва, Государственный музей В.В. Маяковского
В настоящее время музей на реконструкции.

«Маяковский и его окружение. Русский авангард в собрании ГЛМ»
1990 — Варезе, Сенигаллия; Италия

«Сергей Эйзенштейн в контексте русского авангарда 1920–1925»
1993 — Мюнхен, Франкфурт-на-Майне; Германия

«Временный памятник. Монтаж настоящего» / 90-летию открытия Курской магнитной аномалии (КМА) и 120-летию со дня рождения Маяковского

2013 — Щигры, место первой скважины КМА, дом культуры «Геомаш»
2013 — Железногорск, Железногорский краеведческий музей
2013 — Губкин, Губкинский краеведческий музей
2013 — Москва, Центральная городская молодежная библиотека им. М.А. Светлова
2013 — Москва, Государственный выставочный зал «На Каширке»

«Монтаж настоящего» / в рамках акции «БИБЛИОНОЧЬ»
2014 — Тула, музей «Тульский Некрополь»
2015 — Москва, выставочный зал библиотеки № 37

«Тачка Авангарда»
2014 — Москва, Государственный выставочный зал «На Каширке»
Фотомонтажи и современное искусство.

«Фотомонтажи «Рабочим Курска…»
2015 — Нью Йорк, Колумбийский Университет; США
Совместный проект ГЛМ и Института Гарримана.

«Рабочим Курска» / в рамках Года литературы
2015 — Москва, Российская государственная библиотека для молодежи

«Земля и люди» / 80-летию образования Курской области
2015 — Курск, Государственная картинная галерея имени А. Дейнеки

«Владимир Маяковский. Там и у нас»
2018 — Москва, ГЛМ / Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Выставлены оригиналы всего фотомонтажного цикла.

Выставки

Над выставкой работали: Никита Голованов, Александр Куликов, Олег Лейнов, Инна Маркова, Николай Михалевский, Максим Поплавский, Мария Привалова, Павел Рябинин, Алина Саулова, Илья Старков, Влада Чернова.

Выражаем особую благодарность Дмитрию Карпову, Кире Матиссен, Алисе Насртдиновой, Юлии Садовниковой, Александру Шкляруку.
Больше про книги и интересные находки вы найдёте на сайте «Электронекрасовки», в telegram-канале (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!