Издания, статьи и лекции, посвящённые юбилею Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС)
Возникновение профессии дизайнера связывают с началом XX века. В 20-е годы XX века были открыты первые школы дизайна: Баухауз в Германии и ВХУТЕМАС в Советской России. Создание ВХУТЕМАСа стало результатом Второй реформы художественного образования, которую проводил Наркомпрос РСФСР с июля 1920 г. Здесь учились специалисты по всем направлениям и видам искусства, архитектуры, дизайна: живописцы, скульпторы и графики, архитекторы и художники театра, керамисты, текстильщики и полиграфисты, проектировщики мебели и внутреннего оборудования жилых и общественных зданий. 100-летие образование ВХУТЕМАСа мы отмечаем в 2020 году.
Из заданий Александра Родченко в мастерской ВХУТЕМАСа: — Упростить существующую вещь, т.е. снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д. — Улучшить существующую вещь — сделать ее более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал. — Разработать новые формы вещей. — Предложить новую вещь или комплекс вещей с новыми социальными функциями.
100 лет назад студентам ВХУТЕМАСа в обязательном порядке надлежало пройти новаторский базовый курс Александра Родченко. 100 лет спустя решение все тех же задач становится ключом к успеху лучших, самых эффектных и эффективных, проектов современности.
«Изучайте старое — но творите новое»: лозунг с плаката Варвары Степановой мог бы объединить участников нашей дискуссии, посвященной столетнему юбилею ВХУТЕМАСа. Каждого из наших гостей мы самовольно назначили сегодня «вхутемасовцем». Наши герои занимаются изучением и популяризацией авангарда, они создают новые форматы и переиначивают старые. Они определяют, что сейчас является проектированием и созданием культуры.
Разговор пойдет не только о ВХУТЕМАСе, он будет «о сегодня» и «из сегодня» – о перепридумывании реальности.
Участники: Михаил Зыгарь, писатель, режиссер, журналист, автор проектов «Мобильный художественный театр» и «Проект 1917»; Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж»; Александра Селиванова, старший научный сотрудник Музея Москвы, руководитель Центра авангарда на Шаболовке; Александра Кузнецова, художница, кураторка, руководитель программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Модератор — директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова Мария Привалова.
«Новые формы вещей». Дискуссия к юбилею ВХУТЕМАСа
В 1920 году был основан ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — школа, воспитавшая новое поколение мастеров, способных выстроить современную реальность на всех уровнях архитектуры, живописи, скульптуры и промышленного дизайна. Мы поговорим о том, как всего за несколько лет ВХУТЕМАСу удалось реорганизовать систему художественного образования и воспитать мастеров совершенно нового типа.
Лектор — Ксения Григорьева, историк искусств, экскурсовод Департамента культурного наследия города Москвы, автор текстов про архитектуру для проекта ART Insiders.
Зачем социализму художники? Жизнь на Живописном и Полиграфическом факультетах
На лекции вы узнаете: Что такое «объективный метод» анализа искусства и как он помог в создании революционных пропедевтических дисциплин основного отделения: «Цвет», «Графика», «Объем», «Пространство»; Как Полиграфическому факультету удалось сочетать в себе производственное и художественное; Почему самым противоречивым и традиционным факультетом ВХУТЕМАСа был Живописный; Как менялся город в праздники с легкой руки студентов театрально-декорационного отделения Живописного факультета.
Мы наш, мы новый мир построим! Архфак
На лекции вы узнаете: Как «меньшинству» отделения новейших изысканий удалось побороть «большинство» академического отделения, где правили бал И.В. Жолтовский и А.В. Щусев; Как Николаю Ладовскому удалось убедить весь ВХУТЕМАС учиться по своей системе на дисциплине «Пространство»; В чем разница методов изучения архитектуры Обмаса (Объединенные левые мастерские) Н.А. Ладовского и Новой Академии И.А. Голосова и К.С. Мельникова. Посмотрим самые утопические проекты студентов. Поговорим, как в середине 1920-х на факультете появляется архитектурная мастерская Александра Веснина и начинается товарищеское соревнование между конструктивистами и рационалистами.
Опережая ИКЕЮ. Конструирование предметного мира на производственных факультетах
На производственных факультетах ВХУТЕМАСа всегда было очень мало студентов. Этот факт совершенно не помешал «темедекам» (название по сокращению наименований факультетов: текстильного, металлообрабатывающего, деревообделочного и керамического) принципиально изменить представления окружающих о том, как должна быть устроена материальная среда человека нового быта. Идеями о трансформации пространств, о встроенном оборудовании и складной мебели фонтанировали дипломные работы выпускников. На Всемирной выставке в Париже 1925 года эти идеи представителей ВХУТЕМАСа были высоко оценены. Возникает логичный вопрос: почему ранний советский дизайн не стал массовым?
Зачем социализму художники? Жизнь на Живописном и Полиграфическом факультетах
На лекции вы узнаете: Что такое «объективный метод» анализа искусства и как он помог в создании революционных пропедевтических дисциплин основного отделения: «Цвет», «Графика», «Объем», «Пространство»; Как Полиграфическому факультету удалось сочетать в себе производственное и художественное; Почему самым противоречивым и традиционным факультетом ВХУТЕМАСа был Живописный; Как менялся город в праздники с легкой руки студентов театрально-декорационного отделения Живописного факультета.
Мы наш, мы новый мир построим! Архфак
На лекции вы узнаете: Как «меньшинству» отделения новейших изысканий удалось побороть «большинство» академического отделения, где правили бал И.В. Жолтовский и А.В. Щусев; Как Николаю Ладовскому удалось убедить весь ВХУТЕМАС учиться по своей системе на дисциплине «Пространство»; В чем разница методов изучения архитектуры Обмаса (Объединенные левые мастерские) Н.А. Ладовского и Новой Академии И.А. Голосова и К.С. Мельникова. Посмотрим самые утопические проекты студентов. Поговорим, как в середине 1920-х на факультете появляется архитектурная мастерская Александра Веснина и начинается товарищеское соревнование между конструктивистами и рационалистами.
Опережая ИКЕЮ. Конструирование предметного мира на производственных факультетах
На производственных факультетах ВХУТЕМАСа всегда было очень мало студентов. Этот факт совершенно не помешал «темедекам» (название по сокращению наименований факультетов: текстильного, металлообрабатывающего, деревообделочного и керамического) принципиально изменить представления окружающих о том, как должна быть устроена материальная среда человека нового быта. Идеями о трансформации пространств, о встроенном оборудовании и складной мебели фонтанировали дипломные работы выпускников. На Всемирной выставке в Париже 1925 года эти идеи представителей ВХУТЕМАСа были высоко оценены. Возникает логичный вопрос: почему ранний советский дизайн не стал массовым?
Книжные полки с работами преподавателей и учеников ВХУТЕМАСа
На «Электронекрасовке» можно полистать «Иллюстрированный каталог XVIII передвижной выставки», где собраны картины, выставленные в следующем гастрольном году «передвижников».
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!