Краткая история железнодорожного транспорта
в России

Основные вехи развития локомотивов и вагонов российских и советских железных дорог, начиная от первых паровозов и вагонов, заканчивая электровозами, тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами.

1833–1961

Художники Борис Рытман и Олег Шухвостов
Первый русский паровоз построен в 1833 году на Нижнетагильском заводе механиком Мироном Черепановым с помощью отца Ефима Черепанова. Ещё не существовало слова «паровоз», и этот локомотив был назван сухопутным пароходом. Паровоз мог возить 3,3 тонны груза со скоростью 13–19 км/ч. Путь, на котором испытывался паровоз Черепановыми, имел длину около 854 метров и ширину колеи 1646 мм.
1833
Паровоз серии В, один из 43 пассажирских паровозов, построенных в 1845–1848 годах Александровским заводом для линии Петербург — Москва. Паровоз серии В вёл пассажирский поезд от Петербурга до Москвы при открытии железной дороги. Поезд вышел из Петербурга в 11 часов 45 минут 1 ноября 1851 года и прибыл в Москву в 9 часов 2 ноября. При капитальном ремонте паровозов серии В на них были поставлены крытые будки для локомотивной бригады.
1845
Это один из первых пассажирских четырёхосных вагонов, строившихся Александровским заводом в период 1846–1851 годов для Петербурго-Московской железной дороги. Первоначально эти вагоны не имели отопления, туалетов и полок для багажа. В тёмное время вагоны освещались сальными свечами, для которых имелось четыре настенных фонаря.
1846
Один из первых грузовых четырёхосных вагонов, строившихся Александровским заводом для Петербурго-Московской железной дороги в 1846 году. Площадка для тормозильщика была открытой, не имеющей ограждения. Двери вагона открывались наружу и в открытом положении выходили за пределы допустимого габарита. Грузоподъёмность вагона составляла 8,2 тонны.
1846
Один из первых типов почтовых вагонов был построен в 1880 году. Для перевозки использовались различные типы вагонов — двухосные, трёхосные, а позднее и четырёхосные. Иногда часть почтового вагона использовалась для перевозки пассажиров или багажа.
1880
Пассажирский паровоз серии Н (нормальный тип) получил широкое распространение на казённых, то есть государственных, железных дорогах России. В различных исполнениях паровозы серии Н строились на многих заводах с 1892 по 1912 год. Всего было построено около 100 паровозов серии Н. На линии Петербург — Москва паровозы серии Н обслуживали все пассажирские поезда в течении двух десятилетий.
1892
Наиболее распространённым типом двухосного крытого вагона для перевозки грузов в дореволюционной России был так называемый нормальный товарный вагон (НТВ), рассчитанный на подъёмную силу 12,5 тонны. Затем после усиления рамы кузова подъёмная сила была увеличена до 16,4 тонны. НТВ строились как с тормозными площадками — с ручными тормозами, так и без них. Рядом с вагоном двухосная платформа, которая также считалась нормальным вагоном этого типа.
1892
Для перевозки нефти и керосина на железных дорогах России применялись двухосные цистерны грузоподъемностью 14–16 тонн. Многие из цистерн были собственностью различных заводов и коммерческих предприятий, и на их котлах обычно делались надписи, указывающие владельца. Часть цистерн была оборудована ручными тормозами и небольшими площадками или будками для тормозильщиков.
1894
Наиболее распространённый товарный паровоз русских казённых железных дорог, получивший обозначение серии ОВ, что означало — основной тип с парораспределительным механизмом Вальсхарта. Строились паровозы серии ОВ многочисленными русскими заводами в период 1901–1912 годов и работали они на железных дорогах сначала с товарными поездами, а затем на маневрах в общей сложности более 40 лет.
1901
Четырёхосный пассажирский вагон длиною 18 метров широко использовался на железных дорогах дореволюционной России. Жёсткие вагоны, именовавшиеся до 1917 года вагонами третьего класса, окрашивались в зелёный цвет. Мягкие вагоны разделялись на вагоны второго класса (окрашивались в тёмно-жёлтый цвет) и вагоны первого класса (окрашивались в синий цвет). Вагоны первого класса отличались от вагонов второго класса более нарядной внутренней отделкой, уширенными проходами между диванами и уменьшенным числом мест на диване с трёх до двух.
1910
Пассажирский паровоз серии С, спроектированный под руководством конструктора и инженера Б.С. Малаховского, построен впервые Сормовским заводом в 1910 году. Доступные для осмотра, требовавшие небольшого ремонта и экономно расходовавшие топливо, паровозы серии С были лучшими пассажирскими локомотивами дореволюционного периода. 6 октября 1913 года паровоз серии С с девятью четырёхосными вагонами прошёл от Петербурга до Москвы за 7 часов 59 минут, находясь в чистом движении 7 часов 30 минут и развивая скорость до 125 км/ч.
1910
Паровоз серии Э — один самых мощных товарных паровозов дореволюционной России, спроектированный и построенный на Луганском паровозостроительном заводе в 1912 году. Паровоз строился с некоторыми изменениями на протяжении более 40 лет и с успехом обслуживал поезда почти всей сети железных дорог, заменив собой товарные паровозы ОВ. Во время Великой Отечественной войны многие паровозы серии Э работали на прифронтовых дорогах.
1912
В 1919 году многие паровозы были одеты в броню и вместе с бронированными вагонами превращены в передвигающиеся крепости.
1919
В январе 1922 года в Советском Союзе начали строить первые тепловозы. Тепловоз ЩЭЛ1, первоначально обозначенный Гэ1, — первый отечественный локомотив, в качестве первичного двигателя на котором установлен дизель мощностью в 1000 лошадиных сил. В 1924 году тепловоз системы Я.М. Гаккеля совершил первые поездки по СССР.
1924
В 1925 году начат выпуск пассажирских паровозов серии СУ (У — усиленные). Проект паровоза был разработан под руководством инженера К.Н. Сушкина на Коломенском заводе. Паровозы серии СУ строились с 1925 по 1941 год несколькими заводами, а с 1948 по 1951 год — заводом «Красное Сормово».
1925
Мощный грузовой паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский), спроектированный коллективом конструкторов Центрального локомотивопроектного бюро под руководством конструктора Л.С. Лебедянского за 100 рабочих дней. Первый паровоз был изготовлен Ворошиловградским паровозостроительным заводом в течение трёх месяцев после получения чертежей и в канун 7 ноября привёз делегацию завода в Москву. Паровозы серии ФД строились до начала Великой Отечественной войны и поступали для обслуживания грузовых поездов на основные магистрали страны, заменяя менее мощные паровозы серии Э.
1931
Цельнометаллические пассажирские вагоны (ЦМВ) начали строиться с 1946 года. Длина вагона 24,5 метра. Часть ЦМВ имела электрическое отопление и кондиционеры, все вагоны были оборудованы электрическим освещением. Вагон являлся представителем большой группы мягких и жёстких вагонов, межобластных вагонов с местами для сидения и вагонов-ресторанов.
1946
Пассажирский паровоз серии П36 проектировался и строился на Коломенском паровозостроительном заводе с 1950 по 1956 год. Выпуском паровоза П36 № 251 закончилось на заводе паровозостроение и начался массовый выпуск тепловозов.
1950
Грузовые паровозы серии ЛВ строились Ворошиловградским паровозостроительным заводом в период 1952–1956 годов. Паровозы серии ЛВ развивали мощность до 2600 лошадиных сил и имели максимальную скорость 90 км/ч. Выпуском паровоза ЛВ № 522 на Ворошиловградском заводе закончилось паровозостроение, и этот завод стал тепловозостроительным.
1952
Шестиосный электровоз постоянного тока 3000 Вольт, получивший наименование ВЛ23 (Владимир Ленин), нагрузка от колёсной пары на рельс 23 тонны. Спроектирован Новочеркасским электровозостроительным заводом под руководством главного конструктора Б.В. Суслова. Этот электровоз на 23% мощнее своих предшественников — шестиосных электровозов серии ВЛ22М. Мощность электровоза серии 3150 квт, максимальная скорость — 100 км/ч.
1956
Шестиосный полувагон с металлическими стенами грузоподъёмностью 94 тонны. Вагон служил для перевозки леса, угля, руды и других сыпучих грузов. Вагон оборудован воздушными автоматическими тормозами. Для удобства разгрузки сыпучих грузов в нижней части кузова имеется 16 разгрузочных люков.
1956
Цистерна грузоподъёмностью 90 и более тонн, предназначенная для перевозки нефтепродуктов. Длина цистерны 16 метров.
1957
Четырёхосный вагон грузоподъёмностью 62 тонны с увеличенным объёмом кузова. Конструкция этого вагона была разработана на Алтайском вагоностроительном заводе. Вагоны использовались для перевозки зерна, различных пищевых продуктов, промышленных товаров, оборудования и другого груза, требующего защиты от атмосферных осадков.


1959
Тепловоз серии 2ТЭ10Л — двухсекционный грузовой локомотив. Мощность двух его дизелей составляет 6000 лошадиных сил. Дизели приводят во вращение якоря генераторов постоянного тока, а получающие от них электроэнергию тяговые двигатели вращают колёсные пары тепловоза. Тепловозы серии 2ТЭ10Л выпускались Луганским тепловозостроительным заводом с 1961 по 1977 год.
1961
На «Электронекрасовке» можно полистать «Иллюстрированный каталог XVIII передвижной выставки», где собраны картины, выставленные в следующем гастрольном году «передвижников».
Больше про книги и интересные находки вы найдёте в telegram-канале «Электронекрасовка» (@electronekrasovka) и в нашем паблике «ВКонтакте». Подписывайтесь!