Электростихи

Выпуск 2. Гумилев


«Заблудившийся трамвай» Николая Гумилева — одно из самых популярных, загадочных и оттого часто интерпретируемых стихотворений.

Кандидат филологических наук Павел Спиковский в своем анализе стихотворения проводит параллели между «Заблудившимся трамваем» и «Божественной комедией» Данте.

«Как и герой самого знаменитого в западноевропейской литературе видения — „Комедии“ Данте, лирический герой стихотворения с самого начала оказывается в незнакомой местности. Но если Данте видит перед собой лес, то пейзаж у Гумилева подчеркнуто урбанизирован. Казалось бы, этот трамвай похож на любой самый обыкновенный вагон на рельсах. При таком понимании „звоны лютни“ и „дальние громы“ — это поэтическое описание обычных звуков, сопровождающих передвижение трамвая, а „огненная дорожка“ — лишь электрическая искра, однако сам жанр видения и все дальнейшее действие заставляют обнаружить в этом описании нечто принципиально иное. Перед нами — мистический трамвай, и „звоны лютни“, и „дальние громы“, и „огненная дорожка“ приобретают в данном контексте особый смысл. Все это следует воспринимать не метафорически, а буквально: именно лютня, именно гром, именно огонь. В таком случае перед нами оказывается некое мистическое чудовище, появление которого сопровождается криком ворон, то есть традиционным знаком рока и опасности».

Первая публикация стихотворения была в журнале «Дом искусств» № 1 за 1921 год, который можно почитать на «Электронекрасовке».


***