Азбука книжного модерна

Ф. Николай Феофилактов


Новый герой «Азбуки книжного модерна» художник-символист Николай Феофилактов (1876−1941).

Не имея профессионального художественного образования, Феофилактов самостоятельно занимался живописью, вдохновляясь графикой модерна и работами Михаила Врубеля, Обри Бердслея, за что в дальнейшем получил прозвище «московского Бердслея». В разные годы занимался оформлением журналов «Муравей», «Весы», «Золотое руно». Участвовал в творческой жизни объединений «Мир искусства» и «Голубая роза».

Художник Сергей Виноградов вспоминал о том, как художественный круг узнал о Феофилактове:

«Где-то увидел Модест Дурнов рисунки какого-то безвестного автора, они его очень заинтересовали. Оказалось, что рисовал их какой-то юный писец на почтамте. Дурнов разыскал его и изъял из почтамта. Это и был Феофилактов. Как-то быстро совершилось превращение из почтамтского человека в „сверхэстета“. На лице появилась наклеенная мушка, причесан стал как Обри Бердслей, и во всем его рисовании было подражание этому отличному, острому английскому графику. Сильно проявлен и элемент эротики, как у Бердслея. Эротика была главенствующим мотивом в рисунках Феофилактова. Облик его был интересен. Он все старался держаться к людям в профиль, так как в профиль был похож на Оскара Уайльда. При всей талантливости его рисунки все же были на уровне любительства и дилетантизма».

В советское время Феофилактов служил в отделе музеев Наркомпроса, где был хранителем музея Новой западной живописи, и сотрудничал в качестве оформителя с издательствами «Молодая гвардия» и «Academia».










Читайте и смотрите на «Электронекрасовке»:

— Журнал «Золотое руно». 1906−1909

— Журнал «Весы». 1904−1909