Борис Кустодиев известен в первую очередь как живописец и портретист. В меньшей степени известно о нём как о карикатуристе сатирических журналов 1905 года и книжном графике. В нашем первом выпуске о Кустодиеве мы собрали книжные обложки, выполненные художником в 1920-х годах.
Вот что писал искусствовед Эрих Голлербах про книжные работы Кустодиева: «Кустодиев всегда охотно брался за графическую работу, но всякий раз, когда нужно было исполнить обложку, он тяготился необходимостью делать шрифт. Отличный рисовальщик, он не был шрифтовиком-каллиграфом, и ему плохо удавались надписи. Они отнимали у него много времени и требовали изрядного напряжения. Однажды Б.М. просил меня достать ему образцы типографских шрифтов, путём копирования которых он собирался научиться твердому рисованию надписей. Я пытался убедить его, что большинство наших типографских шрифтов очень плохи и что едва ли можно найти лучшие образцы, чем шрифты старинных немецких гравёров или шрифты изданий XVIII, начала XIX вв. Он, кажется, согласился с этими доводами, но не «учиться» же графике давно установившемуся живописцу».
Часть 2. Иллюстрации и карикатуры
В 1905–1906 годах Борис Кустодиев работал оформителем в сатирических журналах «Адская почта» и «Жупел», объектом его карикатур были, как правило, столкновения 1905 года и царское правительство. В дальнейшем Кустодиев в качестве иллюстратора сотрудничает с журналами «Огонёк», «Сатирикон», «Лукоморье». В советский период художник продолжает заниматься иллюстрациями для книг и периодики, а также рисует календарные стенки, узоры почтовых бумаг и плакаты.
Искусствовед Эрих Голлербах писал про иллюстрации Кустодиева: «Живописец-станковист по основному направлению своего творчества, Кустодиев перенёс в область графики все типичные особенности, свойственные его живописному мироощущению. Графику Кустодиева нельзя, в сущности, рассматривать отдельно, вне связи с его живописными работами. <...> В графике Кустодиева излюбленные им сюжеты обесцвечены, сведены к сочетанию чёрного и белого, лежащему в самой основе книги, но все типичные их черты налицо, и, за редкими исключениями, художник узнаваем в каждой своей работе, будь это тщательно разработанная графическая композиция или самый небрежный рисунок. Конечно, наиболее интересны в этой области те работы, в которых художник «похож на себя», верен своей художнической присяге».
Читайте и смотрите на «Электронекрасовке»:
— Кустодиев. Воинов В., 1925
— Графика Б.М. Кустодиева. Голлербах Э., 1929
— Русская графика за годы революции. Сидоров А., 1923
— Графика сатирических журналов. Дульский П., 1922
— Современная обложка. Голлербах Э., 1927