![](https://static.tildacdn.com/tild3366-6463-4364-b063-356665386164/2.jpg)
К двадцатилетию творчества Павла Кузнецова искусствовед Абрам Эфрос писал:
«С 1902 года прошло двадцать лет, и Кузнецов вступает сейчас в третье десятилетие работы. В том году он был еще учеником Московского Училища Живописи и Ваяния, но Серов сделал один из тех жестов, на которые был такой мастер, и которые создавали ему ореол прозорливца: по его подсказу Дягилев взял ученическое полотно Кузнецова 1902 года, — «На Волге», — для выставки «Мира Искусства и потом даже воспроизвел его на взыскательных страницах знаменитого журнала. С тех пор Кузнецов стал общезначущей величиной. Для всего поколения «Голубой Розы» он оказался центральным человеком, типическим человеком, как Кончаловский — для более молодого «Бубнового Валета». Не очень дружа, но и не очень враждуя, во всяком случае достаточно единодушно расчищая исторический путь русской живописи от обломков эстетики и практики «Мира Искусства», — обе школы пошли с того времени за Кузнецовым и Кончаловским, как за вожаками».
![](https://static.tildacdn.com/tild6130-6466-4630-a566-653339393932/3.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3834-3662-4464-b064-303036313736/4.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6165-6533-4532-b831-313838616230/5.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3933-3130-4033-a262-373564616336/6.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6333-6462-4062-a161-633961653139/7.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild3536-6665-4164-b962-356331626435/8.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6363-3330-4161-a261-366163646332/9.jpg)
![](https://static.tildacdn.com/tild6439-6539-4666-b838-666562373939/10.jpg)
Читайте и смотрите на «Электронекрасовке»:
— Обзор выставок 1906 года. Журнал «Золотое руно» № 5 за 1906 год
— Павел Кузнецов. Статья Абрама Эфроса. Журнал «Русское искусство» № 2−3 за 1923 год
— Журнал «Золотое руно»
— Набор открыток Soviet painting